Новости


25 октября в России вступила в силу Конвенция ООН по правам инвалидов. Как изменится жизнь людей с ограниченными возможностями, решатся ли проблемы, накопленные за многие десятилетий?

05-11-2012


Григорий Григорьевич, начнем с простого: зачем вообще нужно было ратифицировать Конвенцию по правам инвалидов?

К этому шагу мы шли с 2008 года, когда Конвенция вступила в силу. При ее ратификации страна демонстрирует приверженность идеалам и принципам, которые в ней заложены. И берет обязательство с этого момента не нарушать ее требований. Все это время велся анализ законодательства России, в какой мере оно соответствует положениям Конвенции. Было установлено, что резких противоречий нет. Одним из элементов подготовки к ратификации была разработка государственной программы "Доступная среда". Мы приступили к ее реализации в 2011 году, сейчас заканчивается первый этап. Кроме того, началась работа по восполнению пробелов законодательства. Мы поставили себе цель, чтобы в каждое отраслевое законодательство были инкорпорированы нормы, обеспечивающие реализацию прав инвалидов. Это касается и Воздушного кодекса, и законодательства о транспорте в целом, об образовании, ряда других законов и, конечно, базового 181-го закона о социальной защите инвалидов.

Речь уже идет о каких-то конкретных законопроектах?

Да. Мы разрабатываем законопроект - изменения в более чем 25 законов. По некоторым из них, уже приняты изменения, например, по основным гарантиям избирательных прав для инвалидов закон № 181 установил дополнительную имущественную и налоговую поддержку для общественных организаций инвалидов. Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект об изменении статуса русского жестового языка. Прошли первое чтение поправки в Воздушный кодекс. Речь идет о регламентации порядка регистрации на рейс воздушного судна, сопровождении инвалида аэропортовыми службами и оказании помощи на борту.

То есть к инвалиду должны будут прикреплять работника аэропорта, который будет помогать ему?

Да. Раньше декларировалось, что инвалиды получают услуги, как и все остальные люди, без дискриминации. Теперь прописывается необходимость внедрения действенных механизмов - содействия инвалиду при регистрации, оказание помощи при передвижении по аэропорту, порядок уведомления авиакомпании о том, что рейсом полетит человек с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Последние события с немецким авиарейсом, когда группа российских инвалидов застряла в московском аэропорту, доказывает, насколько важен этот документ. В самом законопроекте не расписано, как эта работа должна быть организована, но он устанавливает обязанность уполномоченного в этой сфере федерального органа выпустить соответствующие нормативные акты, которые бы четко регламентировали эти вопросы. При этом мы настаиваем, чтобы в согласовании текста этих актов принимал непосредственное участие минтруд. Вместе с общественными организациями инвалидов мы хотим удостовериться, что при выпуске такого акта будут учтены все формы инвалидности. Аналогичная работа ведется и по другим направлениям. В законопроекте, о котором я уже упомянул, есть раздел, который прорабатывается совместно с минтрансом, чтобы сделать доступными для инвалидов все виды транспортных услуг и транспорта - наземного, водного, метро.

Действительно, многим инвалидам недоступны и автобусы, и поезда. Но ведь весь автопарк страны в одночасье не обновишь. В чем смысл предполагаемых поправок?

Конечно, сверхцель для нас - сделать весь транспорт, все остановки и вокзалы доступными и удобными для инвалидов. При этом понимаем, что невозможно приспособить вообще все, и в Конвенции об этом говорится. Во-первых, по международным требованиям, если вы приспосабливаете окружающую среду для людей с ограниченными возможностями, она не должна мешать тем, кто в этом не нуждается. Во-вторых, есть требования разумности. Никто не собирается огульно приспосабливать все, что попадает в поле зрения, должен быть некий алгоритм. Мы предлагаем его в государственной программе "Доступная среда", и он прослеживается в нашем законопроекте. Есть наиболее востребованные инвалидами объекты и услуги, отобранные с участием общественных организаций, и они приспосабливаются в первую очередь. Что касается транспорта, он, по нашему мнению, должен обновляться постепенно. При новых закупках должны учитываться потребности инвалидов, и приобретаться автобусы, вагоны, им соответствующие. Этим надо заниматься системно.

Но автотранспортные предприятия почти все коммерческие. Как вы можете диктовать им условия, какие автобусы закупать?

В принципе в Законе "О социальной защите инвалидов в РФ", который действует с 1995 года, есть требование о создании условий инвалидам для беспрепятственного пользования всеми видами транспорта. А закон надлежит исполнять всем. В законопроекте, который мы разрабатываем сейчас, устанавливается полномочие Минтранса России определять требования к условиям перевозки пассажиров из числа инвалидов железнодорожным, воздушным, водном и всеми видами городского пассажирского транспорта, после чего обновление парков должно будет осуществляться в соответствии с этими требованиями.

Новости и объявления

  • Светлой памяти Владимира Владимировича Котина


    23-06-201422 июня 2014 года на 64 году жизни скончался инвалид 1 группы председатель Саратовской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" Котин Владимир Владимирович.Подробнее
  • Учиться можно и не выходя из дома


    18-03-2013Осмотрев объекты соцсферы Пугачевского района координатор проекта партии «Единая Россия» «Единая страна» Евгений Ковалев и депутат Саратовской областной Думы Николай Семенец убедились, что дети с ограниченными возможностями могут получать образование дистанционно.Подробнее
  • 25 октября в России вступила в силу Конвенция ООН по правам инвалидов. Как изменится жизнь людей с ограниченными возможностями, решатся ли проблемы, накопленные за многие десятилетий?


    05-11-2012На эти и другие вопросы "РГ" отвечает директор департамента по делам инвалидов министерства труда и социальной защиты РФ Григорий Лекарев.Подробнее
  • Впервые в Саратовской области проводится конкурс субсидий для социально ориентированных некоммерческих организаций


    27-02-2012Подробнее
  • ОНЛАЙН юридическая консультация


    04-02-2012Подробнее

Архив новостей