"Люди коридоров"

31-05-2005


Месяца два назад по НТВ, в телепрограмме «Профессия-репортёр», показывали фильм Андрея Лошака «Дети коридоров» – о детях-инвалидах, никому не нужных с самого детства, обречённых жить в доме престарелых сразу после детдома. Многие пути в жизни для них закрыты. Им трудно почувствовать себя полноправными членами общества… Чувство ненужности возникает и у того, кто попал в беду и стал инвалидом. Они тоже отныне – люди коридоров, коридоров и очередей «собесов», «соцстрахов» и так далее, и так далее

Наверное, если мы – цивилизованное общество, то должны помогать им чувствовать себя такими же нормальными людьми. И многие из нас пытаются облегчить жизнь тем, кто живёт со штампом «инвалид». Многие, но не все. Когда человек попал в беду, и ему нужна помощь, приходится выстаивать огромные очереди за справками, лбом биться о стену бюрократии. И – остро чувствовать свою инаковость и ненужность…

Шагом навстречу для инвалидов стало создание службы социального такси, которая работает благодаря усилиям Фрунзенского районного отделения Всероссийского общества инвалидов. Об этом и не только рассказывает председатель этого отделения Нина ПЕЧЕНОВА.

– Кто придумал организовать социальное такси?

– Идея принадлежит организации инвалидов Фрунзенского района. Мы хотели организовать бесплатные транспортные услуги для ветеранов. С этой целью мы участвовали в конкурсах социальных проектов – городском, областном и в том, который проводил ТНК-BP, именно в этом конкурсе мы и выиграли грант. Так с 1 января 2006 года в Саратове начало действовать социальное такси. Инвалиды могут заказать его через диспетчера для того, чтобы поехать в поликлинику или в больницу на обследование, в театр. Также принимаются коллективные заявки для поездок инвалидов на различные мероприятия.

– Значит, проект «Социальное такси» существует на спонсорские деньги?

– На спонсорские и на собственные деньги. Но опять же, собственные – это те, которые нам дают спонсоры на уставную деятельность: телефон, например, оплатить, бумагу купить, картриджи… А мы их используем для социального такси. Вот как раз сейчас проект существует именно на такие деньги.
Он, этот проект – экономически ёмкий. Например, на четыре месяца (с мая по август 2006 года) компания «Астэк-С» нам выделила 60 тысяч рублей. Если учитывать, что одна поездка стоит две с половиной тысячи рублей, то экономическая эффективность от использования денег в 25 раз превышает затраты. Спонсорам выгодно, что по городу ездит бесплатная реклама. На этой «ГАЗели» написано, что социальное такси финансируется при участии «Астэк-С» и ТНК-ВР. Все знают о социальном статусе этого проекта. Но сейчас мы машину обеспечиваем сами, а немного позже «Астэк-С» снова продолжит финансирование этого проекта.
А как за это такси благодарны инвалиды – вы себе даже не представляете! Но у нас есть ограничение на поездки – только 2 раза в месяц.
И ещё: социальное такси – это, к тому же, и решение проблемы рабочих мест для инвалидов. Например, диспетчер такси у нас – тоже инвалид детства.

– А как вас поддерживает городская власть?

– Надо сказать, городская власть поддерживает нас очень “своеобразно”.
Дело в том, что социальное такси – это не единственное, чем занимается наша организация. У нас очень много талантливых инвалидов. Они занимаются вышиванием, резьбой по дереву, бисероплетением и многим другим. И мы выставляем эти работы на проспекте Кирова – в День памяти и скорби и в День города. На подведении итогов конкурса социальных проектов в «Звёздном» мы тоже делали выставку.
У нас есть настолько хорошо вышитые картины, что они выставлялись даже в Москве, в политехническом музее. Настолько талантливые, настолько хорошо выполненные работы, что вы себе даже не представляете! В этом плане, нам помогали. Саратовская ТПП нам предоставляла свой зал, и там французы покупали наши изделия из бисера.
Но самое главное, что у нас есть постоянно действующая выставка на улице Чапаева, 68, где находится “земельный комитет”. В прошлом году мы там сделали очень хороший ремонт – опять же, на спонсорские деньги. И как только мы его закончили, у нас отобрали это помещение.
Случилось это в июле. Мы пришли утром – ключи к замкам не подходят: замки переставлены! К кому мы только не обращались! Первым делом, конечно, в мэрию – там связь с общественными организациями осуществляла Мария Комарова. Мы спрашивали: кто мог такое сделать? Ответа не было.
И только потом, когда мы написали губернатору, провели пресс-конференцию и уже собирались устраивать акцию протеста, нам помещение вернули. Но – не наши отремонтированные комнаты, а этажом выше. А в наши комнаты вселили Ассоциацию ТСЖ Фрунзенского района, которая сейчас, кстати, проверяется прокуратурой.
Есть ещё одна проблема: у нас инвалиды изготавливают изделия из лозы, из бересты. И мы реализуем эти изделия тоже на проспекте Кирова. А нам министерство экономики Саратовской области не стало пролонгировать документы. Они нам написали в отказе, что палатка на проспекте портит архитектурный облик нашего Саратова. (И это после того, что Вирич сделал с городом! Хотя, можно подумать, остальные палатки на пр. Кирова вид не портят – А.М.).
В Саратове кого мы только не просили помочь с этой проблемой, но всем – некогда. Поэтому мы обратились в Совет Федерации, к Миронову, и к депутатам Государственной Думы. И когда из Совета Федерации пришла телефонограмма со всеми “контактами”, нам посоветовали: “напрягайте” своих депутатов.
Я поехала в Москву – мне там сразу же выписали пропуск в Госдуму. Но ни к Володину, ни к Третьяку я, конечно, не попала. Вы знаете, какое там, в Москве, отношение к нам? – «А, вы – из Саратова? Ну, Володин – ему некогда, у него суды какие-то».

– И чем же закончилась для вас эта история?

– Когда я приехала из Москвы, нам предлагали подвалы то в Ленинском районе, то в Заводском. И что мы там будем делать с этими корзинками? В городе туристы ходят – корзиночку обязательно купят. Но если мы в Ленинский район приедем с этими корзиночками, кто к нам в этот подвал пойдёт?!

– Я знаю, вы писали в городскую Думу: просили оказать помощь в развитии проекта «Социальное такси»...

– Да, мы бы хотели, чтобы это было не просто социальное такси, а маршрутное такси для инвалидов. Специально разработанные маршруты, остановки, большие информационные таблички рядом с остановками.
По маршруту, скажем, два раза в день идёт «ГАЗель». И инвалид знает, что если он прибудет к остановке, например, к двум часам, то к этому времени подойдёт специализированная машина. Водитель выйдет, поможет инвалиду сесть и отвезёт его по маршруту. А в маршруте может быть, например, областная больница, где ему надо пройти какое-то обследование. И он заплатит за проезд всего 9 рублей – те же деньги, которые платят остальные. То есть, права инвалида не будут ущемлены. У человека уже не будет страха перед окружающей его действительностью. Он будет чувствовать себя таким же, как все. И ему не надо будет платить 2500 рублей, потому что заказать платную машину на три часа именно столько и стоит.
Такие машины должны быть в хозяйстве транспортного обслуживания города. Может быть, не одна, а десять. И они должны работать с инвалидами – по расписанию, по разным маршрутам.

– Однако, этот проект нельзя назвать рентабельным. Такие маршрутные такси не смогут существовать только за счёт оплаты проезда…

– Вы знаете, за границей это всё уже есть, и как-то существует… А как всё это будет здесь

– должна решать городская Администрация, потому что у них – вся информация. Мы просто подняли такую проблему. И даже подсказали, как её можно решить.
Наше общество инвалидов решает эту проблему за счёт спонсоров. Работая с такими компаниями, как СТБ, как ТНК-BP, я поняла: они заинтересованы в том, чтобы ездила наша машина с их рекламой. В лице же «Астэк-С» мы нашли понимание – они хотят помочь. И нашей организации, в том числе. Они понимают нашу проблему. Потому что у Бейлина Льва Яковлевича отец с фронта пришёл без руки. Он очень хорошо знает: как трудно быть инвалидом.
Но социальное такси – это не единственное, чем мы стараемся помочь инвалидам. Ещё одно направление нашей работы – мы бесплатно оказываем услуги проката средств реабилитации: костыли, бегунки, противопролежневые матрасы, трости и многое другое. К нам обращаются даже из области.
Например, случилась беда. Делают человеку в Москве операцию. Для того чтобы его перевезти домой, ему необходима коляска. Сразу коляску никто не даст. А она стоит 20 тысяч рублей. Приходят к нам. И мы даём коляску в бесплатный прокат на определённый срок, чтобы за это время они оформили все документы. Потом, конечно, фонд социального страхования обеспечит этого инвалида коляской. Но как же всё это делается медленно!
На противопролежневые матрасы у нас огромная стопка заявлений. Но мы не можем обеспечить ими всех. А в “соцстрахе” даже заявления на матрасы эти не принимают. Но я же не могу вытащить матрас из-под больного, которому он нужен и отдать его другому – которому он нужен никак не меньше?! Поэтому мы обращаемся к спонсорам. И спонсоры нас поддерживают. А город – нет. У них там свои какие-то “разборки” идут. На противопролежневые матрасы у нас огромная стопка заявлений. Но мы не можем обеспечить ими всех. А в “соцстрахе” даже заявления на матрасы эти не принимают. Но я же не могу вытащить матрас из-под больного, которому он нужен и отдать его другому – которому он нужен никак не меньше?! Поэтому мы обращаемся к спонсорам. И спонсоры нас поддерживают. А город – нет. У них там свои какие-то “разборки” идут.

Расспрашивала Анна Мухина
Газета «Репортер» № 51 (209)

Новости и объявления

  • Светлой памяти Владимира Владимировича Котина


    23-06-201422 июня 2014 года на 64 году жизни скончался инвалид 1 группы председатель Саратовской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" Котин Владимир Владимирович.Подробнее
  • Учиться можно и не выходя из дома


    18-03-2013Осмотрев объекты соцсферы Пугачевского района координатор проекта партии «Единая Россия» «Единая страна» Евгений Ковалев и депутат Саратовской областной Думы Николай Семенец убедились, что дети с ограниченными возможностями могут получать образование дистанционно.Подробнее
  • 25 октября в России вступила в силу Конвенция ООН по правам инвалидов. Как изменится жизнь людей с ограниченными возможностями, решатся ли проблемы, накопленные за многие десятилетий?


    05-11-2012На эти и другие вопросы "РГ" отвечает директор департамента по делам инвалидов министерства труда и социальной защиты РФ Григорий Лекарев.Подробнее
  • Впервые в Саратовской области проводится конкурс субсидий для социально ориентированных некоммерческих организаций


    27-02-2012Подробнее
  • ОНЛАЙН юридическая консультация


    04-02-2012Подробнее

Архив новостей