"За барьером"

08-08-2008


Чтобы дойти до чиновника, инвалиду приходится преодолеть множество препятствий

Даже в учреждениях, оборудованных пандусами, они зачастую настолько крутые, что колясочник без посторонней помощи подняться по ним не может. Фото: Владимир Янченко

На днях в Саратов поступили новые троллейбусы, приспособленные для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями. Однако доехать до нужного места - лишь полдела.

Уровень недоступности

В настоящее время в городе можно по пальцам пересчитать здания, в которые могут беспрепятственно попасть граждане, чьи возможности передвижения ограничены недугом. Это областной суд, министерство социального развития, региональная организация Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) и несколько крупных супермаркетов. Где-то есть пандусы с поручнями, где-то спецподъемники.

- Чиновники постарались сделать для нас доступными хотя бы центры социального обслуживания, - говорит председатель областной организации ВОИ Владимир Котин. - Но какой это уровень доступности? Да, теперь появилась возможность войти в здание. А дальше идут лестницы, по которым многие, и прежде всего инвалиды-колясочники, не могут взобраться.

Как корреспонденту "РГ" пояснили в прокуратуре области, существуют объективные причины того, что целый ряд учреждений социальной сферы не приспособлен для инвалидов. В частности, городские поликлиники располагаются в старых зданиях, в которых изначально не предусматривались ни лифты, ни пандусы.

- Есть примеры, когда специалисты делают расчеты, и по ним получается, что пандус должен быть длиной 15 метров с выходом на проезжую часть, - говорит прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в социальной сфере Антон Александров.

Однако, по мнению Александрова, существует и другая сторона проблемы: есть федеральный закон о социальной защите инвалидов, который не исполняется местными властями. Здания муниципальных администраций, регионального правительства, облдумы и подавляющего большинства министерств для колясочников по сути являются неприступными крепостями.

Следует отметить, что инвалидам сложно пожаловаться правоохранительным органам на чиновников, поскольку на входе в областную прокуратуру также трудно обнаружить какое-то подобие пандуса. А потому им ничего не остается, как писать письма.

Проверка на пандус

Между тем и правоохранительные органы, и региональное правительство периодически проводят проверки социально значимых объектов. Так, по данным минсоцразвития, в прошлом году в целом по области было обследовано более 2900 зданий, из которых для маломобильных групп населения оказались доступными 864, а для колясочников - 669.

Как считают в областной прокуратуре, предусматриваемые Кодексом об административных правонарушениях штрафные санкции вполне достаточны для того, чтобы влиять на сознание собственников зданий: для организаций штрафы составляют 20-30 тысяч рублей. Правда, как показывает практика, это обстоятельство мало меняет существующее положение вещей.

- Если человек не может сделать пандус, то он и штраф платить не будет. А будет ждать, когда пройдут сроки оплаты штрафа, будет судиться, - говорит Антон Александров.

Общественники придерживаются той точки зрения, что на региональном уровне необходимо принять программу, в рамках которой велась бы работа по созданию безбарьерной среды для инвалидов. Причем это касается не только объектов соцкультбыта, но и жилых домов, остановок общественного транспорта. Увы, но сегодня в Саратове с большим трудом можно найти даже тротуар со съездом. Хотя это и не требует больших расходов.

Удивление вызывают отчеты чиновников о том, что в текущем году 4 представления об отсутствии безбарьерной среды выписаны в адрес саратовских библиотек. Всем известно, как живет наша "социалка". Библиотекари были бы рады принять любого посетителя. Но сначала нужно выделить деньги хотя бы на пандус, который вряд ли разорителен для городского бюджета: даже если его делать по всем правилам, с перилами и навесом, он обойдется порядка 70 тысяч рублей.

Здания областного правительства и большинства министерств остаются недоступными для инвалидов-колясочников

Централизация без центра

В прошлом году прекратил свое существование региональный центр реабилитации и социальной интеграции инвалидов. Занимался центр тем, что проводил обследования социально значимых объектов на предмет доступности, выписывал на их владельцев предписания.

- Но для исключения дублирующих функций по обеспечению контроля за исполнением законодательства в части создания безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов это учреждение было ликвидировано, - поясняет заместитель министра социального развития области Ирина Колесникова.

Сегодня все рычаги влияния на собственников зданий находятся в руках минсоцразвития. И вроде права маломобильных групп населения, к которым относятся не только 157 тысяч инвалидов, но и 556 тысяч престарелых людей, женщин с маленькими детьми (ежегодно у нас рождается до 20 тысяч малышей), есть кому защищать. Хотя, как известно, сотрудники министерства живут и работают в Саратове, а область не ограничивается одним только городом.

По мнению председателя региональной организации ВОИ Владимира Котина, с ликвидацией центра положение инвалидов ухудшилось. Поскольку его специалисты по всей области занимались сбором информации о том, какие объекты и в какой степени необходимо переоборудовать. Теперь же обследованием общественных значимых учреждений заниматься некому.

- Да, министерство прислало нам письмо, в котором просило дать необходимую информацию. И наше общество ее предоставило. Но, согласитесь, этой работой нужно заниматься на государственном уровне, - говорит Котин.

Комментарий

Дмитрий Федотов, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства области:

- В строящихся микрорайонах предусмотрены удобства для инвалидов, начиная с пандусов и заканчивая приспособленными для них лифтами. При выдаче положительных заключений на новые проекты наши эксперты в обязательном порядке учитывают эти вопросы. Но есть проблемы по уже существующему жилому фонду. К сожалению, по программе капремонта федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ работы по созданию условий для инвалидов не предусматриваются. Нет у нас и специальной программы, которая решала бы эту проблему.

Справка "РГ"

В соответствии с федеральным законодательством, на каждой автостоянке (в том числе возле предприятий торговли и сферы услуг, медицинских, спортивных, культурно-развлекательных учреждений) должно выделяться не меньше 10 процентов мест для парковки машин инвалидов. Этим летом министерство социального развития области проверило 24 стоянки Ленинского района Саратова, из которых полностью оборудованными для нужд инвалидов оказались только четыре.

"Российская газета" - Средняя Волга: Саратов №4725 от 8 августа 2008 г.

Новости и объявления

  • Светлой памяти Владимира Владимировича Котина


    23-06-201422 июня 2014 года на 64 году жизни скончался инвалид 1 группы председатель Саратовской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" Котин Владимир Владимирович.Подробнее
  • Учиться можно и не выходя из дома


    18-03-2013Осмотрев объекты соцсферы Пугачевского района координатор проекта партии «Единая Россия» «Единая страна» Евгений Ковалев и депутат Саратовской областной Думы Николай Семенец убедились, что дети с ограниченными возможностями могут получать образование дистанционно.Подробнее
  • 25 октября в России вступила в силу Конвенция ООН по правам инвалидов. Как изменится жизнь людей с ограниченными возможностями, решатся ли проблемы, накопленные за многие десятилетий?


    05-11-2012На эти и другие вопросы "РГ" отвечает директор департамента по делам инвалидов министерства труда и социальной защиты РФ Григорий Лекарев.Подробнее
  • Впервые в Саратовской области проводится конкурс субсидий для социально ориентированных некоммерческих организаций


    27-02-2012Подробнее
  • ОНЛАЙН юридическая консультация


    04-02-2012Подробнее

Архив новостей